воскресенье, 21 августа 2016 г.



МАТЧ СБОРНОЙ ВО ВРЕМЯ ПУТЧА
Ровно 25 лет назад в Бухаресте состоялся товарищеский матч сборных Румынии и Молдовы. Казалось бы в этом нет ничего особенного, но дело в том, что 19-21 августа 1991 года в СССР (в состав которого в то время входила Республика Молдова) была совершена попытка государственного переворота, так называемый «августовский путч». Под предлогом «стабилизации обстановки в стране» и спасения Советского Союза от распада Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) попытался отстранить Михаила Горбачёва с поста президента СССР, 19 августа объявил о вводе войск в Москву и об отмене ряда конституционных прав граждан, а вещание всех телеканалов было прервано.
Пресс-конференция ГКЧП, в здании МИД СССР 19 августа 1991 года. Фото ЦТ Гостелерадио СССР.
Как известно, Федерация футбола Молдовы (FMF), как самостоятельная организация была образована 14 апреля 1990. В декабре того же года сборная Молдовы провела два товарищеских матча в городе Пятра Нямц со второй сборной Румынии (0:1 и 1:4).
И вот в августе 1991 года она получила неожиданное приглашение вновь сыграть со своими соседями. Дело в том, что сборная Румынии, которая готовилась к решающим матчам отборочного турнира чемпионата Европы-1992, 21 и 28 августа должна была играть товарищеские матчи со сборными Мексики и США. Но в последний момент, недавно назначенный тренер мексиканцев известный аргентинский специалист Сесар Луис Менотти решил отменить европейское турне команды. В срочном порядке нужно было искать нового спарринг партнёра. Тогдашний президент FMF Петру Комендант откликнулся на предложение румынской стороны.
Загвоздка заключалась в том, что наши сильнейшие клубы 19, 20 и 21 августа проводили матчи чемпионата СССР: «Тилигул» (Тирасполь) боролся за выход из первой в высшую лигу, «Зимбру» (Кишинёв) – за выживание в первой лиге, «Тигина» (Бендеры) и «Заря» (Бельцы) играли в «буферной» зоне второй лиги, а «Буджак» (Комрат) был среди лидеров 5-й зоны второй лиги.
Было принято решение вызвать в сборную игроков выступающих в республиканском чемпионате. Костяк команды составили игроки кишинёвского «Конструкторула» (будущего «Агро», не путать с командой «Конструкторул-93» созданной Валерием Григорьевичем Ротарем). Кроме них были приглашены футболисты кишинёвских «Молдавгидромаша» и «Динамо», и по одному представителю из «Кристалла» (Фалешты), «Универсула» (Чучулены), «Кодру» (Калараш) и «Молдовы» (Новые Боросяны). По сути это была вторая сборная Молдовы.
Кишинёвский «Конструкторул» образца 1991 года. Игроки этой команды составили костяк сборной Молдовы в матче с Румынией. Фото В. Кафтаната.
Румыния – Молдова – 8:0 (3:0).
Среда. 21 августа 1991. Бухарест. Национальный стадион. Около 10.000 зрителей.
Судьи Дан Петреску, Александру Кришан, Михай Никулеску (все – Румыния).
Румыния (футболки, трусы и гетры синие): Богдан Стеля (Флорин Пруня, 46), Василе Мэнэилэ, Эмиль Сэндой, Михай Адриан Попеску (к), Доринел Ионел Мунтяну, Иоан Себастьян Мога (Флорин Константинович, 46), Золтан Кадар, Илие Думитреску (Ромулус Адриан Буя, 46), Еуджен Нягое (Адриан Ион Пигуля, 62), Павел Бадя, Сорин Влайку (Иоан Мариус Цукудян, 46). Тренер – Мирча Рэдулеску.
Молдова (футболки жёлтые, трусы синие, гетры красные): Игорь Узун («Кристалл» Фалешты), Владимир Колбасюк («Конструкторул» Кишинёв), Петру Ефрос («Конструкторул» Кишинёв), Борис Березовский («Конструкторул» Кишинёв) (Игорь Спельников («Молдавгидромаш» Кишинёв), 46), Константин Стурза («Конструкторул» Кишинёв), Олег Выжа («Универсул» Чучулены) (к), Игорь Гуменюк («Молдавгидромаш» Кишинёв), Сергей Калистру («Кодру» Калараш) (Виктор Кощуг («Конструкторул» Кишинёв), 46), Александр Брославский («Динамо» Кишинёв) (Геннадий Коломиец («Молдова» Новые Боросяны), 25), Геннадий Хора («Динамо» Кишинёв) (Андрей Кроитору («Молдавгидромаш» Кишинёв), 41), Игорь Урсаки («Молдавгидромаш» Кишинёв). Тренер – Валентин Гарштя.
Голы: 1:0 – Думитреску (7), 2:0 – Кадар (21), 3:0 – Бадя (45), 4:0 – Константинович (52), 5:0 – Пигуля (64), 6:0 – Буя (68), 7:0 – Буя (77), 8:0 – А. Попеску (84 – с пенальти).
21 августа 1991 года во время футбольного матча Румыния – Молдова в Москве горящие троллейбусы перегородили путь танкам. Фото AP.
Из отчёта о матче:
«Матч начался, как и следовало ожидать, с настойчивых атак румынских футболистов. Но уже на 2-й минуте, к удивлению местных игроков и присутствовавших зрителей, Геннадий Хора нанёс сильный дальний удар, мяч попал в стенку и вылетел за пределы поля. Сборная Молдовы получила право на угловой удар. Петру Ефрос подал хорошо, но, к сожалению, у мяча никого из наших игроков не оказалось.
Это был один из немногочисленных шансов наших игроков забить хотя бы гол престижа. В остальном хозяева доминировали. На 3-й минуте Кадар головой послал мяч в сторону ворот, однако Игорь Узун, который был лучшим в нашей команде, поймал мяч. Спустя некоторое время Мога сильнейшим ударом примерно с 30 метров направил мяч в сторону ворот. Узун задел мяч пальцем, и тот попал в перекладину. Но на 7-й минуте вратарь оказался беспомощным перед Илие Думитреску, который и открыл счёт.
Знаменитый нападающий сборной Румынии Илие Думитреску открыл счёт в матче со сборной Молдовы.
В середине первого тайма счёт стал 2:0 в пользу сборной Румынии. Второй мяч забил Золтан Кадар. Это произошло молниеносно. Мяч отскочил от перекладины и попал к румынскому футболисту, который, воспользовавшись неразберихой в штрафной площадке, точно пробил.
Большое волнение пережили мы на 31-й минуте. Сергей Калистру, получив мяч, сильно ударил с 29-30 метров. Мяч пролетел выше ворот, а болельщики на трибунах скандировали «Мол-до-ва! Мол-до-ва!».
В конце первого тайма Бадя забил редкой красоты гол – в падении головой.
После перерыва ситуация на поле осталась неизменной: хозяева продолжали атаковать, создавая голевые ситуации у ворот сборной Молдовы. Отличились игроки, которые вышли на замену: Ромулус Буя забил два гола, Адриан Пигуля – один. На 84-й минуте гости нарушили правила в штрафной, и арбитр Дан Петреску без промедления назначил 11-метровый. Капитан румынской команды был точен.
Итак, финальный свисток арбитра. Счёт на табло – 8:0 в пользу хозяев».
(Валериу БАНАРУ, газета «Спорт-Туризм», № 55 (151), 28 августа 1991 г.).

Заметка о матче Румыния – Молдова была опубликована на первой полосе румынского еженедельника «Fotbal» (приложение «Gazeta Sporturilor») за 22 августа 1991 года.


«Согласно информации, полученной из неофициальных (но уверяю вас, достоверных) источников довожу до вашего сведения – даже высшее руководство республики было обескуражено результатом игры, ставшим известным очень многим любителям футбола вечером 22 августа, вместе с сообщением об окончательной неудаче военного путча в Москве. По первой программе румынского телевидения было показано всё в деталях вплоть до последнего гола. Признаться, мы полностью разделяли горькие переживания наших высоких правителей, однако, извините за нескромность, наши переживания были, может быть даже большими. И вот почему: от некоторых руководителей пониже рангом поближе к спорту были услышаны серьёзные упрёки в адрес федерации футбола, что ни в коем случае нельзя было давать согласие на организацию матча. Видите ли, слишком большой позор мы пережили, опозорили, дескать, всю республику.

Нет слов, счёт 0:8 очень неприятный. Но неужели не имеет это для нас определённо ничего положительного? Имеет, и не только одно. Во-первых, этот матч дал объективную оценку состоянию наших резервов. Хотя обе команды выступали под флагом национальных сборных, за них выступали лишь игроки из внутренних чемпионатов. Стоит ли обижаться, что мы узнали о нас правду-матушку? Потом, если нашим футболистам из Бессарабии был предоставлен первый в истории шанс проверить себя в матче на столь высоком уровне – это разве тоже медвежья услуга? Или самоизоляция всё-таки лучше?
Можно конечно привести ещё ряд аргументов как «за», так и «против». Точку ещё ставить рано. Остаётся пожелать, чтобы серия этих матчей продолжилась. И неплохо бы с партнёрами с самых разных меридианов».
(Александру ГЕОРГИЦЭ, журнал «Фотбал магазин», № 1, 1992 г.). 

В составе нашей команды был ещё один футболист – защитник «Конструкторула» Игорь Прокопец, но на поле он не выходил, хотя в отчёте о матче было указано, что он заменил во втором тайме Игоря Гуменюка. «Пецу» я знаю уже лет двадцать. Когда мы познакомились, я ещё раз убедился, что мир тесен. Оказалась, что его мама, Аурелия Филипповна Прокопец, была моей школьной учительницей румынского (тогда – молдавского) языка и литературы. Добрейшей души человек, она всегда стремилась к тому, чтобы мы, её ученики, не были ограничены в своих знаниях и постоянно расширяли свой кругозор.
В своё время я расспрашивал Игоря о том матче. Вот его рассказ:
«Решение сыграть со сборной Румынии для нас было полной неожиданностью. Как мы узнали позже, команда Мексики отказалась от поездки в Европу (кстати, насколько я понял, федерация футбола этой страны заплатила неустойку в размере 100 тысяч долларов).
Поскольку наши сильнейшие футболисты играли в чемпионате Союза, было решено вызвать в сборную игроков выступавших в республиканском первенстве, которое стартовало в субботу. Руководил делегацией тогдашний президент федерации Петру Комендант, а в тренерский штаб вошли Валентин Гарштя (главный тренер) и Петру Ефрос (второй тренер). С нами поехали и три журналиста. Все расходы взяла на себя румынская сторона.
Из Кишинёва мы выехали 20-го в самый разгар «августовского путча», когда на центральной площади столицы проходил митинг осуждающий переворот, произошедший в Москве. В автобусе только и разговоров было, что на эту тему…
Танки на Красной площади в Москве в августе 1991 года. Фото РИА Новости.
В Бухарест мы приехали часов в 10 вечера. Приём был на высшем уровне. Нас разместили в великолепном отеле «Лебэда» построенного на месте замка XVIII века, что находится на острове Святого Пантелимона. Все нас постоянно расспрашивали, что у нас происходит в связи с событиями в Москве. На следующий день утром была тренировка, а вечером игра. Город мы особо не видели. Нас свозили только на стадион клуба «Стяуа» в Генче.
Румынские газеты писали, что 21 августа пройдёт матч Румыния – Республика Молдова и опубликовали состав своей сборной. Наши соперники отнеслись к этой игре очень серьёзно, ведь осенью им предстояло провести три ответственных матча со сборными Шотландии, Швейцарии и Болгарии за выход в финальную часть чемпионата Европы. Тренеры Мирча Рэдулеску и Джино Йоргулеску вызвали очень сильных футболистов, среди которых выделялись такие звёзды, как Илие Думитреску и Доринел Мунтяну. Вратарей, Богдана Стелю и Флорина Пруню, к матчу специально готовил известный в прошлом голкипер Некула Рэдукан.
Вообще румынский футбол в то время был на подъёме. В середине и конце 80-х клубы были на ведущих ролях в Европе. «Стяуа» выиграла, а затем играла в финале Кубка чемпионов. «Динамо» дошло до полуфинала Кубка чемпионов и Кубка кубков. «Университатя» из Крайовы выступала в полуфинале Кубка УЕФА. На чемпионате мира 1990 года сборная Румынии вышла в 1/8 финала, обыграв в группе сборную СССР. Не удивительно, что на первенстве 1994 года румыны вошли в восьмёрку лучших команд мира…
Матч начался в восемь часов вечера, а на трибунах собралось порядка 10 тысяч зрителей. Преимущество хозяев было подавляющим. Они были на две головы сильнее, и счёт говорит сам за себя. Румыны отнеслись к игре очень ответственно. Я даже запомнил такой эпизод: когда в конце матча они получили право на пенальти, их капитан, перед тем как пробить, даже поцеловал мяч. И это при том, что счёт уже был 7:0. Конечно, не хочу оправдываться, но то, что нас собрали буквально за день до матча, и мы были абсолютно несыгранны, сказалось на нашем выступлении.
Не удивительно, что лучшими в нашей команде были вратарь Игорь Узун и защитник Олег Выжа. Олег сыграл на позиции левого бека. Он был самым опытным игроком в нашей команде. На тот момент ему был 31 год, и он прошёл школу кишинёвского «Нистру» и волгоградского «Ротора», успел поиграть во второй лиге за «Динамо» (Самарканд), «Зарю» (Бельцы) и «Старт» (Ульяновск). Он выделялся своей уверенностью на поле.
Может показаться парадоксальным, но Игорь Узун провёл великолепный матч. И в том, что мы не проиграли с ещё более крупным счётом его заслуга. Не удивительно, что после первого тайма его визави Богдан Стеля подарил ему свои перчатки сказав, что из него может выйти отличный вратарь.
После первого тайма матча с Молдовой румынский вратарь Богдан Стеля подарил Игорю Узуну свои перчатки.
Я потом играл с ним в фалештском «Кристалле» и Игорь рассказал забавную историю… Он гагауз по национальности. И вот как-то в 1992-м, когда его отец работал в Турции, он приехал в эту страну и был на смотринах во второй команде «Галатасарая». Коллеги его спросили, какая у него была зарплата в молдавском клубе, где он до этого играл? А у нас тогда в ходу были купоны. Ну и он решил соврать. Сказал, что получал 300-400 долларов, преувеличив свою зарплату раза в два. А они как начнут смеяться. Оказалось у них средний оклад в команде 15 тысяч долларов…
Я тогда в хорошей форме был, играл за «Конструкторул», и за «Валеологию» в высшей лиге чемпионата СССР по мини-футбол. Но, к сожалению, на утренней тренировке в день матча подвернул ногу, и тренеры решили не выпускать меня на поле. И хотя в газете было написано, что я сыграл во втором тайме (по стадиону даже объявили об этом), я наблюдал матч со скамейки запасных. Кстати, это не была единственная ошибка. В статистике матча опубликованной в газете указано, что в первом тайме в воротах румынской команды стоял Пруня, а во втором Стеля, хотя всё было наоборот…».
Какой статус был у этой сборной Румынии? С этим вопросом я когда-то обратился к своему другу и учителю известному румынскому журналисту газеты «Fotbal Plus» и большому знатоку истории и статистики румынского футбола Еуджену Петреску. Он мне ответил, что это была первая сборная Румынии. 28 августа 1991 года она же сыграла в Брашове товарищеский матч против команды США (0:2). Но, в отличие от встречи с американцами, игра с Молдовой не вошла в реестр сборной Румынии, поскольку на тот момент наша федерация футбола не была членом ФИФА и УЕФА.
Андрей ПРОДАН

Комментариев нет:

Отправить комментарий