четверг, 9 ноября 2017 г.

СМЕРТЬ НА «РЕСПУБЛИКАНСКОМ»
Ровно тридцать лет назад, 9 ноября 1987 года, Республиканский стадион Кишинёва стал местом футбольной трагедии… Трагедии в буквальном смысле слова.
В этот день в раздевалке столичной арены скончался наставник кишинёвского «Нистру» Владимир Александрович Емец – один из лучших советских тренеров конца 70-х – начала 80-х...
1986 год… 20 августа был день рождения моего отца. На следующий день мы пошли на «Республиканский» посмотреть матч чемпионата СССР по первой лиге между «Нистру» и смоленской «Искрой». Стадион, вмещающий 20.000 зрителей, представлял собой довольно унылое зрелище. На трибунах собралось порядка 1.000 зрителей. И это при том, что всего три года назад достать билет на матч «Нистру» было делом архисложным, а на трибунах, в буквальном смысле слова, яблоку некуда было упасть.
Программка матча «Нистру» (Кишинёв) – «Искра» (Смоленск), состоявшегося 21 августа 1986 года.
С самого начала сезона «Нистру» прочно обосновался на дне турнирной таблицы. И хотя тот матч кишинёвцы выиграли, всем присутствующим было понятно, что в первой лиге молдавская команда не удержится. Так оно и вышло. В итоговой таблице «Нистру» отстал от спасительного 19 места на 19 очков (и это при двух очках за победу). За сезон команда умудрилась пропустить более 100 мячей (антирекорд, так и оставшийся в истории первой лиги).
Впервые кишинёвский коллектив опустился во вторую лигу (третий по силе дивизион советского футбола). Падать дальше было не куда. Казалось, что просвета не видно…
Спасать положение пригласили известного украинского специалиста – Владимира Александровича Емеца. В начале 80-х именно он заложил фундамент побед днепропетровского «Днепра» на всесоюзной арене. Под его руководством «сине-бело-голубые» стали чемпионами СССР в 1983 году, и дважды брали «бронзу» чемпионата (1984, 1985 гг.). Более того, в сезоне 1984/85 вышли в 1/4 финала Кубка европейских чемпионов, уступив лишь по пенальти «звёздному» «Бордо», а в сезоне 1985/86 дошли до 1/8 финала Кубка УЕФА, одолев по пути голландский «Эйндховен», который через два года выиграет Кубок чемпионов.
«Днепр» (Днепропетровск) – чемпион СССР 1983 года. Старший тренер Владимир Емец (во втором ряду седьмой справа), справа от него – начальник команды Геннадий Жиздик. Во втором ряду пятый слева – воспитанник молдавского футбола Пётр Кутузов. В нижнем ряду пятый слева – Виктор Кузнецов, игрок, выступавший за кишинёвские клубы «Нистру» и «Конструкторул-93». Во втором ряду пятый справа – Владимир Лютый, будущий тренер молдавских команд «Нистру» (Атаки), «Рапид» (Гидигич) и «Саксан» (Чадыр-Лунга). Фото: РИА Новости/А. Запара.
Но ещё до этого Владимир Емец в тандеме с Геннадием Жиздиком создали, по сути, первый профессиональный клуб в Советском Союзе. В 1972 году в Никопольском районе Днепропетровской области на базе команды «Сельхозтехника» был сформирован спортивный клуб «Колос». Его футбольная команда под руководством Емеца прошла все этапы становления: в 1974 и 1975 гг. выиграла Кубок СССР «Золотой колос» (что из себя представлял этот турнир можно узнать здесь: https://andron-prodan.blogspot.md/2017/10/15-1977.html?spref=fb), в 1975 г. – чемпионат Украинской ССР среди КФК, в 1979 г. – стала победителем второй лиги. В первой лиге «Колос» не затерялся, и уже в 1981 году вёл борьбу за выход в высшую лигу, но Емеца и Жиздика партийное руководство области «пригласило» возглавить терпящий бедствие в высшей лиге «Днепр». Что было дальше, вы уже знаете…
1975 год. «Колос» (Никополь) – обладатель Кубка СССР «Золотой колос» и чемпион Украины среди КФК. Г. Жиздик (в верхнем ряду первый слева), рядом с ним В. Емец. Фото: nikopol-kolos.com.ua.
(Кстати, в июле 1981-го на посту главного тренера «Колоса» Емеца сменил известный молдавский специалист Владимир Владимирович Вебер. Он был вторым тренером никопольчан в 1974, 1978-1981, 1982, 1985-1987 гг., а в 1991 году вывел тираспольский «Тилигул» в высшую лигу: http://andron-prodan.blogspot.md/2016/12/normal-0-false-false-false_31.html?spref=fb).
1981 год. «Колос» (Никополь) перед началом сезона в котором эта команда боролась за выход в высшую лигу. Во втором ряду первый слева – Владимир Емец. Во втором ряду третий справа – Владимир Вебер. Фото: nikopol-kolos.com.ua.
В 1986-м Владимира Емеца «ушли» из «Днепра», и в начале следующего года он согласился возглавить «Нистру». Неожиданно для многих игра кишинёвской команды преобразилась. Победы следовали одна за другой. Болельщик снова потянулся на стадион. На трибунах вновь был аншлаг...
1987 год. Скамейка запасных кишинёвского «Нистру». Как видим, на трибунах вновь яблоку негде упасть. Фото из архива Андрея Лосенко.
Став победителем 5-й зоны второй лиги «Нистру» пробился в финальную пульку, где кроме него за право выступать в первой лиге боролись «Кубань» (Краснодар) и «Нефтяник» (Фергана).
К сожалению, свои выездные матчи кишинёвцы проиграли (0:1 – узбекской команде и 0:2 – «Кубани»). До рокового матча состоявшегося 9 ноября краснодарцы выиграли у «Нефтяника» – 4:0, а «Нистру» обыграл ферганцев – 3:0.
Турнирная таблица мини-турнира в группе «В» на тот момент выглядела так:
1. «Кубань» – 4 очка (разница мячей +6);
2. «Нистру» – 2 очка (разница мячей 0);
3. «Нефтяник» – 2 очка (разница мячей –6).
Таким образом, для того чтобы не потерять шансы на выход в первую лигу кишинёвцы должны были выиграть дома у «Кубани» со счётом 3:0.

«Нистру» (Кишинёв) «Кубань» (Краснодар) 2:0 (0:0).
Понедельник. 9 ноября 1987. Кишинёв. Республиканский стадион. 20.000 зрителей.
Судьи Т. Лацабидзе, Г. Сепиашвили, М. Челидзе (все – Тбилиси).
«Нистру»: А. Чистов, Г. Псомиади, К. Вихорнов, С. Сырбу (капитан), В. Славинский, A. Ролевич, В. Кузнецов, Н. Васильев, А. Раденко, К. Чумак (В. Проценко, 46), Б. Тропанец. Тренер: В. Емец.
«Кубань»: А. Балахнин, А. Багапов, В. Подобедов (капитан), В. Сурков, B. Шитиков, С. Горюнов, А. Маховиков, В. Сидоренко, А. Плошник, А. Семенюков, В. Рудько. Тренер: Х. Багапов.
Голы: 1:0Б. Тропанец (49), 2:0 – В. Кузнецов (81).
Предупреждены Г. Псомиади / В. Сидоренко, В. Шитиков.
Программка матча «Нистру» (Кишинёв) – «Кубань» (Краснодар), состоявшегося 9 ноября 1987 года.
Я с моим школьным другом Валерой Сараковичем каким-то чудом попали на стадион. Атмосфера была потрясающая. Сравнима разве что с той, что была на отборочном матче чемпионата Европы Молдова – Германия, который состоялся в 1994 году. Люди толпились в проходах. Все отчаянно поддерживали любимую команду, но, к сожалению, третий гол так и не состоялся. А после матча случилась трагедия…
Планёрка в газете «Вечерний Кишинёв». Стоит в центре – Виктор Шимановский. Фото: Игоря Зенина.
Слово спортивному обозревателю «Вечернего Кишинёва» Виктору Шимановскому, который в рубрике «Так уходит тренер», написал замечательную статью «Как солдат на посту»:
«Последний матч сезона... Как много значил он для «Нистру»!.. Выиграй команда со счётом 3:0 у «Кубани», и у неё ещё остался пусть и призрачный, но шанс войти в первую лигу.
Встреча была до предела напряжённой и нервной. Владимир Емец не выпускал изо рта сигарету. В команде знали: после этого матча он дал зарок бросить курить...
Он облегчённо вздохнул на 49-й минуте, когда в ворота «Кубани» влетел первый мяч. Вздохнул и – снова закурил. За 9 минут до конца матча счёт стал 2:0. Радоваться бы тренеру: его команда выигрывает, но как воздух был нужен ещё один гол. А его – не было. Была победа, но на лице тренера не было радости. Запасные, что сидели рядом, отводили глаза, не в силах видеть, как переживает тренер. Его лицо сделалось землистым. Такие лица бывают у людей, вмиг потерявших всё.
Даже приз зрительских симпатий, обычно присуждаемый лучшему игроку матча и на этот раз вручённый после игры тренеру Владимиру Александровичу Емецу, не смог снять напряжения...
И сердце тренера не выдержало.
Непомерно тяжёлой казалась даже хрустальная ваза. Он передал её в руки других, а сам, не поднимая головы, словно стыдясь своей слабости, хотя и смешно говорить об этом внешне крепко сбитому мужчине, прошёл в раздевалку. У него хватило сил дойти до кресла, но ничто уже не могло воспротивиться коварному сердечному приступу...
Сказались годы волнений, годы взлётов и падений команд, которые он возглавлял.
В своё время он играл во второй лиге, пробовался в киевском «Динамо». Был нападающим и защитником. Окончил институт физкультуры, тренировал никопольские «Трубник» и «Колос», в 1981-м возглавил неудачно выступавший в высшей лиге «Днепр». Через два года команда В.А. Емеца стала чемпионом страны, потом дважды была бронзовым призёром...
1987 год. Скамейка запасных «Нистру» (слева направо): врач Эдуард Лосенко, главный тренер Владимир Емец, начальник команды Александр Проценко, тренер Николай Сергеев.
Своё пятидесятилетие В. Емец встретил в апреле 1987 года на посту главного тренера кишинёвского «Нистру». Он взял на себя трудную ношу – вывести «Нистру» из тяжёлого кризиса, который       переживала команда, совсем недавно выступавшая в высшей лиге.
«Мы, тренеры, смотрим на футбол как на работу, которая сродни труду сталевара или шахтёра, – говорил он. – У команды и тренера не должно быть покоя, иначе наступит застой».
Это был очень трудный сезон для «Нистру» и его тренера. Команда, которой по игре была уготована судьба скромного середнячка, а может быть, даже, аутсайдера второй лиги, заиграла при Емеце так, словно у неё открылось второе дыхание. В команду поверил разочаровавшийся было болельщик. Он потянулся на стадион, и не только в надежде выиграть автомобиль, а посмотреть в деле любимую команду, в игре которой чётко просматривался стиль Емеца – новаторский и до предела рациональный, стиль тренера, давшего путёвку в большой футбол Олегу Протасову и Геннадию Литовченко, первым заметившего незаурядный талант Игоря Добровольского, тренера, который был уверен, что найдёт и вырастит здесь ещё немало футбольных «звёзд».
«Нам нужны доверие и поддержка, доброжелательность и строгость зрителя. Я уважаю болелыцика-оптимиста, который верит в футбол, предан ему», – любил повторять Владимир Емец.
Приз зрительских симпатий, вручённый ему за несколько минут до смерти, – последняя награда, логично завершившая жизненный путь заслуженного тренера Украинской ССР и Молдавской ССР, заслуженного деятеля физической культуры Украины Владимира Александровича Емеца».
Ещё один свидетель трагедии Натан Бартфельд описал произошедшее в своей книге «Генералы футбольных полей» (Кишинёв, 2011):
«По традиции специальная комиссия определяла лучшего игрока матча. Но на этот раз, чтобы подчеркнуть заслуги легендарного тренера, конечный успех которого остановила судейская нечестность (по мнению Н. Бартфельда главный арбитр матча Тамази Лацабидзе на 87-й минуте не назначил явный пенальти в ворота краснодарской команды. – прим. А.П.), и как бы подводя итоги в общем-то успешного сезона, постановила наградить на этот раз не игрока, а тренера. Владимиру Александровичу вручили хрустальную вазу.
Емец садится на скамейку запасных. И я даже из прохода, что рядом, вижу, как стремительно меняется, сереет цвет его лица. Он отдаёт приз талантливому нашему арбитру Вадиму Векленко. Даже помню слова: «На, подержи!».
Я продолжал стоять в проходе в раздевалку, Емец опёрся на меня, лицо его стало уже не землистого цвета, а мертвенно-бледного.
Все стали звать врача команды: «Где Лосенко?». Тот в это время в углу поля оказывал помощь какому-то футболисту.
Лосенко прибежал мгновенно и сразу дал Владимиру Александровичу какую-то таблетку, пригнал «Скорую», которая дежурила на стадионе и ещё не успела уехать.
Увидев состояние Емеца, пришедший врач закричал: «Срочно реанимационную машину!».
В Кишинёве тогда были всего две реанимационные машины. Я успел перебежать через поле, где над Западной трибуной находился VIP-сектор, как теперь бы сказали, – тогда правительственная трибуна. И смог остановить уходящего домой Григория Еремея (Григорий Исидорович Еремей в то время был председателем Молдавского республиканского совета профсоюзов и курировал команду «Нистру». – прим. А.П.). Тот позвонил в больницу «Скорой помощи», и реанимационная машина уже через пять-шесть минут была на стадионе.
Емец лежал на полу. К нему наклонился Иван Царану, известный спортивный деятель, тогда президент федерации борьбы, а впоследствии владелец футбольного клуба «Агро», знаменитый винодел. Он делал Емецу искусственное дыхание.
Потом к реанимации приступила женщина-врач. Включили ионизатор, принесли кислородные подушки. Дыхание несколько выровнялось, но пульс по-прежнему еле прослушивался. Больше часа продолжался этот неравный поединок. Смерть взяла верх.
Потом я спрашивал врачей, случилось бы это трагическое несчастье, если бы матч завершился со счётом 3:0, и Владимир Александрович испытал сильные положительные эмоции? Все медики высказывали решительное «Нет!».
После смерти Емеца произошло удивительное событие. В газетах появился некролог за подписью всех членов бюро ЦК Компартии Молдавии, посвящённый памяти человека, который не был коммунистом.
Перед отправкой гроба с телом Емеца в Днепропетровск попрощаться с ним, великим человеком, педагогом, тренером, пришли десятки тысяч любителей футбола.
За гробом шла и его вдова Валентина Ивановна, находившаяся с ним весь год в Кишинёве, и приехавший по моему звонку сын Игорь. Они были безутешны».
А вот что рассказал о том роковом дне сын Владимира Александровича Игорь Емец:
«Последний раз я видел отца за несколько недель до того, как его не стало, 20-го октября 1987. […] Всё шло, согласно плану, если бы не тот досадный переходный матч с «Кубанью», когда надо было выиграть 3:0, а выиграли 2:0...
Поединок с краснодарцами проходил накануне моего дня рождения – 9 ноября. Перед этим я звонил 7-го, поздравил отца с праздником. Слышу – он едва говорит, у меня даже сложилось впечатление, что он выпил. Я попросил маму взять трубку и спросил: «Мама, что там творится? Отцу нельзя пить!». Мать отвечает: «Он не пил, просто плохо себя чувствует». Говорю – вызывайте врача. Вызвали «Скорую помощь», сделали уколы.
Мать просила отца не ехать на этот матч. Но как не поехать на поединок, где решалась судьба команды?..
Встреча была назначена на 19 часов. После неё звоню в Кишинёв, хочу узнать результат – занято. В течение часа не мог связаться с Кишинёвом, и только положил трубку – звонок. Звонил Натан Бартфельд, был такой поклонник. Спрашиваю – как сыграли? Он в ответ: «Игорь, у нас проблема». Переспрашиваю: «Сыграли как?». – «2:0». – «А что за проблема?». – «Папе плохо». – «Что значит – плохо?». – «Очень плохо».
И я всё понял. Спрашиваю: «Мне выезжать?». – «Да», – отвечает. Он так и не смог мне сказать по телефону, что отец умер.
Я сразу сел в автомобиль, заехал из Никополя в Днепропетровск и в день своего рождения, утром 10-го ноября, приехал в Кишинёв.
...Последней футбольной наградой отца была хрустальная ваза «Приз зрительских симпатий» от кишинёвских болельщиков. Ему стало плохо сразу после матча в раздевалке. По стадиону объявили, что в раздевалку команды «Нистру» срочно нужен врач-кардиолог. Люди всё поняли и не покидали стадион ещё в течение часа...
Шёл дождь. Отец был в морге. Я поехал на базу, где увидел футболистов – они плакали – Сергей Кириенко, Витя Кузнецов...
Провожали отца в Кишинёве в последний путь с большим почётом.
Боль – даже не то слово, которым можно было выразить мои чувства. Не просто умер человек, которого я любил. Не стало человека, который в жизни был примером, и не только для меня.
Посмертно отцу присвоили звание заслуженного тренера Молдавии.
И в то же время меня просто оскорбило отношение многих людей, которые были рядом с отцом.
Когда его хоронили в Днепропетровске, команда «Днепра» в полном составе была на панихиде, которая состоялась на стадионе «Металлург», но на кладбище приехали только Николай Кудрицкий, Сергей Пучков и Владимир Багмут. Поэтому в последний путь гроб с телом отца несли футболисты «Нистру»...
И я вспомнил, что в начале 1987 года Владимир Александрович приехал проверяющим от Федерации футбола Украины в Сочи, где готовились к сезону клубы высшей лиги, в том числе и «Днепр». И руководство команды запретило футболистам с ним общаться. Вероятно, его авторитета просто боялись. Но это – не оправдание. Их поступку вообще оправдания нет…».
В том году «Нистру» так и не вышел в первую лигу. 12 ноября «Нефтяник» и «Кубань» сыграли вничью – 1:1. Итоговая таблица финальной пульки группы «В» выглядела так:
М
Команда
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
«Кубань»
4
2
1
1
7-3
5
2.
«Нистру»
4
2
0
2
5-3
4
3.
«Нефтяник»
4
1
1
2
2-8
3

Ежегодно на базе спорткомплекса «Колос» проходит юношеский футбольный турнир памяти заслуженного тренера УССР и МССР В.А. Емеца. Фото: nikopol-kolos.com.ua.
Зато уже через год «Нистру» в том же составе поставленную задачу выхода в первую лигу выполнил, отдав, таким образом, дань памяти легендарному тренеру – Владимиру Александровичу Емецу.

Андрей ПРОДАН

9 комментариев:

  1. Материал - класс! Высший пилотаж!

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей спасибо большое !!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Золик, Вам спасибо, что понравилось!

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  3. Высший профессионализм.Вот это настоящая спортивная, да и вообще журналистика. Спасибо автору!

    ОтветитьУдалить
  4. Хорошая статья,как сеичяс помню тот матчь сидя на южнои трибуне

    ОтветитьУдалить
  5. Я был на том матче, прекрасный текст. коллега, аплодирую!



    ОтветитьУдалить